Беседа с поэтессой Ксенией Валаханович
1. Ксения, сложно готовить вопросы к интервью с профессиональным журналистом...Иногда, к сожалению, приходиться повторять некоторые вещи, уже прозвучавшие в других интервью. Тем не менее расскажите немного о себе.
На самом деле, журналист я только по образованию (журфак, БГУ), но ни в одном СМИ ни дня в жизни не проработала. Хотя, будучи студенткой, мечтала о карьере телеведущей. Более того, некоторые даже наивно полагали, что у меня для этого есть все данные. Выйдя из декрета (куда я ушла сразу после окончания университета, избежав распределения), я отважно отправилась покорять отечественное телевидение, без минимального опыта, настоящего понимания профессии, но дерзкая и непобедимая. Как ни смешно, но после большинства кастингов я слышала фразы: «Мы Вас берем», «Вы нам подходите!», «Вы в финале!»… Самое интересное начиналось потом. Когда очередной проект (куда меня уже почти взяли) вдруг ни с того ни с сего закрывался! Просто какая-то мистика! Последняя моя попытка была уже много лет спустя, когда меня пригласили попробоваться на ведущую спортивных новостей (позвонили прямо с телеканала, где накануне я была гостем в одной передаче). Те, кто немного в теме, знают, что это вообще отдельная каста: попасть в новости – невероятная удача! Мое самолюбие моментально сдалось – и я пришла на пробы (хотя на тот момент в работе уже не нуждалась). Когда включили камеры, я поняла, что не могу и двух слов связать (чего со мной вообще не бывает). От недавнего съёмочного куража не осталось и следа – только усталость и какое-то отупение. И только придя домой, я обнаружила, что у меня высоченная температура. Вот и как после этого не поверить в знаки? В общем, я решила, что у судьбы на меня явно другие планы – и больше попыток не было… Сейчас я понимаю, что все к лучшему!
2. Вы появились на литературной сцене недавно, но опубликовали уже немало книг, стали лауреатом многих литературных премий. Ваш светлый и весёлый талант покоряет. Но ведь поначалу всё было не так просто?
Спасибо большое за теплые слова… Каждый, кто написал хоть пару-тройку стихов-рассказов, уже видит их в будущем бестселлере – и я не исключение. Мой самый первый сборник был издан за мои же деньги (и «краудфандинг» здесь ни при чем – тогда о таком понятии я даже не слышала). Это была пухлая книжка в мягкой обложке с гордой надписью «Поэт года» – подобные конкурсы до сих пор проводит какой-то союз каких-то писателей (то ли России, то ли российских: их сейчас столько – не знаешь, куда бросаться). Дело было на площадке «стихи.ру». Тогда это казалось невероятным чудом и предвестником неминуемого успеха! Как оказалось, в книжку брали практически всех, кто более-менее внятно умеет рифмовать, не противоречит законам РФ и готов за это раскошелиться (итоговая стоимость зависела от количества издаваемых стихов и авторских экземпляров). Я же решила сделать это с царским размахом! Ведь на тот момент это было мега-событие! Я даже закатила супер-презентацию, где мои талантливые друзья читали мои стихи, пели сочиненные на них песни, а сборник с автографом вручался в обмен на какую-нибудь игрушку или сладость (которые мы потом отвезли в детский приют, вместе с солидной партией этих же книг)... Что говорить, было весело и здорово! Но до первой настоящей книжки еще далеко…
Первой книгой, за которую платила не я, а мне, был сборник «Страна Наоборот» – я неоднократно рассказывала об этом подробно в разных интервью. Книга, ставшая лауреатом конкурса «Рукопись года» (ежегодно проводимого среди начинающих писателей издательством «Астрель-СПб»), несомненно, очень порадовала автора, но ошеломительного успеха также не принесла. Сборник (изначально авторский, в который в процессе также включили стихи замечательных Насти Орловой и Маши Рупасовой) не планировался к переизданию – это был приз за лауреатство, который вместе с дипломом достался мне по итогам конкурса.
Вторая книжка была написана под заказ для ИД Мещерякова – и появилась она благодаря прекрасной художнице и чудесному человеку Кате Бабок, которая поверила в меня и предложила издателю в качестве автора стихов на уже готовые иллюстрации («Поселилась в доме фея», позднее переименованная в «Стихи от добрых фей»). И хотя книга получилась невероятной красоты, и первой реакцией главного редактора на мои стихи была фраза «Ого, я даже не ожидал!», очередь из издателей всё ещё почему-то не выстраивалась под моими окнами… Забегая вперед, скажу, что на данный момент у меня уже третья книга готовится в этом замечательном издательстве, но тогда ничто не предвещало продолжения нашего романа.
Ощущение, что я настоящий автор и мои книги действительно интересны и востребованы, пришло уже в процессе работы с издательством «ЭНАС-книга». Все началось и завертелось с «Жизни собачьей». Сейчас с уверенностью могу сказать, что «ЭНАС» (в лице редактора Марины Тодоровой) – любовь с первого взгляда, переросшая в крепкие брачные отношения…
3. Как Вы работаете? Просто садитесь перед компьютером – и сюжеты стихов начинают кружиться в голове? Ведь каждое, даже самое маленькое стихотворение – это целая история.
На мой взгляд, любое творчество – это процентов 30 таланта, 10 вдохновения и не менее 60 – упорной работы. Цифры приблизительные )). Но то, что на одном таланте успеха не добьешься и вдохновение само себя в продукт не обратит, уверена на все сто! А истории – они повсюду. Просто хватай и пиши…
4. Писать для детей и особенно малышей непросто. За кажущейся простотой скрывается виртуозность. Оттачивая стиль, обращались ли Вы к опыту, советам других поэтов?
Я считаю, для того чтобы иметь право писать, необходимо много читать. И не только стихов – в принципе! Если хочешь управлять стихией, для начала изучи ее законы! Читай классику, исследуй современные тенденции, формируй собственный вкус, расширяй словарный запас, в конце концов! Чем больше ты прочтешь, тем с меньшей вероятностью ты изобретешь не очередной велосипед, а какой-нибудь плавучий велолет! Но есть и опасность слишком сильного погружения в творчество какого-то конкретного автора, что может быть чревато неосознанным эпигонством...
Что касается реального менторства. В моей жизни была одна такая удивительная возможность, когда благодаря прекрасной Асе Петровой я познакомилась с Михаилом Давидовичем Ясновым – гениальным и неподражаемым автором, знакомым и любимым с детства. Его заинтересовали мои стихи, и он сам предложил «разобрать» их, к слову сказать, некоторые раздраконив нещадно! Затем меня пригласили на питерский фестиваль молодых писателей, куда, к сожалению, из-за бушующего ковида приехать не удалось. Зато мне посчастливилось пообщаться с Поэтом по видеосвязи, после чего не влюбиться в него окончательно было категорически невозможно! Но поработать с Ясновым по-настоящему я просто не успела – Михаила Давидовича вскоре не стало…
5. Есть ли среди написанного вами любимые стихи, книги, сюжеты?
Редкая мать признается, что Васю любит больше, чем Петю. Хотя, конечно, есть стихи и книги, которые дороги особенно. Причем совсем не обязательно они тяжелее дались. Слово «выстрадать» я вообще терпеть не могу и считаю его несовместимым с настоящим творчеством! Так, например, «Я люблю тебя!» – один из старых стихов, за которые мне до сих пор совсем не стыдно, был написан на одном дыхании. Я не помню, сколько это заняло времени, но все произошло легко и радостно. Естественно как-то. При этом есть стихи, к которым возвращаешься, редактируешь, что-то выбрасываешь, что-то добавляешь – и вот уже возникает нечто принципиально новое и симпатичное! Но собственных стихов, которые я не люблю, конечно, нет (ранее «творчество» не в счет!). Иначе что ж я за мать-то такая!
6. В одном из интервью Вы рассказали о том, что ваша дочь (на момент интервью пятнадцатилетний подросток) продолжала «снисходительно» слушать ваши стихи. Это так и теперь?
Снисходительно – не совсем то слово… Скорее, как само собой разумеющееся. То есть мама пишет стихи, у нее постоянно выходят книги – и в этом нет ничего удивительного. У кого-то мама шьет, у кого-то – умеет стоять на голове… Сейчас, кстати, ей 18 – и она все так же считает, что мама-поэт – это совершенно в порядке вещей. Конечно, ей приятно, когда мои стихи читают со сцены известные актеры или когда они попадают в учебники. Да и сами стихи ей в общем-то нравятся – ну, по крайней мере, ей удалось меня в этом убедить!
7. Читали ли Вы ей в младенчестве и раннем детстве ваши стихи?
Дело в том, что всерьез писать я начала, кода она уже была ближе к подростковому возрасту. А так несомненно бы читала. Что ж я, зря читателя рожала?
8. Нам известно, что Вы писали и прозу. Нет ли соблазна вернуться к этому жанру?
В самом начале пути я писала и прозу, и стихи, и для детей, и для взрослых, и лирику, и юмор… Но как-то само собой получилось, что детское направление захватило меня целиком. Причем именно стихи. Мне хочется верить, что в этой стихии я действительно что-то из себя представляю. В прозе же я чувствую себя дилетантом, особенно на фоне такого количества талантливых современных авторов! Хотя многие старые вещи до сих пор радуют, но явно нуждаются в шлифовке и доработке. В любом деле важно расти и постоянно оттачивать свое мастерство. Не исключаю, что наступит момент, кода я захочу вернуться к прозе. Жизнь покажет.
9. Приходиться ли Вам писать на заказ? Сложно ли это?
Под заказ пишу периодически и с удовольствием. От вышеупомянутой книги «Поселилась в доме фея», сложнейшего мюзикла «Оскар и Розовая дама» (по одноименному произведению Эрика Эмманюэля Шмитта) до стихотворных переводов и детских песенок. Каждый раз для меня это вызов: а справлюсь ли? Но сложно мне ровно до того момента, пока не начну писать. Нужно просто прыгнуть в кроличью нору – а дальше само собой начинается волшебство…
10. Готовятся ли к выходу в свет ваши новые книги?
Слава богу! Для меня вообще очень важно, чтобы постоянно что-то происходило. Нельзя надолго покидать дистанцию! Ну, это моя личная установка… Пока одна книга готовится к печати, еще две пишутся, а третья в планах! На сегодняшний день довольно много моих книг готовятся к выходу в различных издательствах. Четыре книги стихотворных загадок уже давно ожидают своей очереди в издательстве «Феникс», четыре сказки в стихах – в издательстве «Malamalama», две книжки-малышки – в издательстве «Счастье внутри» (там же и целая серия моих стихотворных переводов), в «ЭНАС-книге» скоро выйдет книжка для самых маленьких «Про зверей и про зверят!» и для детей постарше – о самых больших животных планеты «Ой, какой большой!» (несколько рукописей еще в работе), в ИД Мещерякова одна книжка недавно ушла в печать (стихи про котов – «ЗаМУРчательные стихи»), ко второй сейчас ищем иллюстратора (стихи про бабушек), в «Архипелаге» на финальной стадии отрисовки книга «Детский сад моей мечты» и в очереди «Зарядка для хвоста», в «Абрикобуксе» еще три давно готовы уйти в типографию…
Написала – и самой не верится… Это серьезно всё моё? Да ладно!!!
11. Нам приходится сталкиваться с родителями, заявляющими, что их ребёнок не любит стихи. Иногда в это сложно поверить. Можете ли вы раскрыть несколько секретов тем, кто хотел бы привить ребёнку любовь к поэзии?
Секрет только один. Полюбить стихи можно, только если тебе их читают, причем с самого раннего детства. Если мама или папа будут делать это с удовольствием и постоянно, не сомневайтесь: ребенок их обязательно оценит, и процесс совместного чтения станет вашим любимейшим ритуалом.
А КРОМЕ ТОГО:
К. Хабенский читает стихотворение К. Валаханович (видео предоставлено К. Валаханович)
Всероссийская энциклопедия детской литературы «ПРОДЕТЛИТ»
Интревью для сайта "Дети книги"
Интервью для "Площади Свободы"
Дисерт-акция на сайте "Дети книги"