Немного о детской литературе и ее истории в России
ЧАСТЬ 1
Что такое детская литература?
Детская литература – это литература, непосредственно адресованная детям, созданная в диалоге с воображаемым ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.
Кроме того, можно ориентироваться на следующие дополнительные критерии:
- публикация произведения в детском издании;
- посвящение ребенку;
- наличие в тексте обращения к малолетнему читателю.
В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Тем не менее, на развитие детской литературы накладывают отпечаток отношение к детям и педагогические идеи того или иного времени, а также запросы самих маленьких и юных читателей.
Детская литература – это особый способ художественного отображения мира. По своим функциям и происхождению она связана с фольклором, его игровой и мифологической составляющими. Литературоведы отмечают также близость детской и массовой литератур (формирование жанровых канонов, художественные средства).
Зарождение и развитие детской литературы в России (X – XVIII века)
В средневековой Руси преобладала каноническая литература и не существовало разделения текстов по возрастным категориям читателей. Ребенок воспринимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как несмышленное чадо. В качестве учебных книг использовались церковные, в часности, Псалтырь.
Возникновение русской детской литературы приходится на XV – XVI века. В этот период детство получило признание как особый, важный период в жизни человека. Цель первых детских книг – учебно-просветительская. Древнейшие из детских книг были рукописными: анонимная руковись «О осьми частех слова», «Написание языком словенским о грамоте и ее строении» Федора Курицина, записи народных сказок и перевод латинского учебника, выполненные Дмитрием Герасимовым, «Сказание о седми свободных мудростях».
Нельзя забывать о фольклоре и народной книжности (апокрифы, духовные стихи).
Первой печатной книгой для детей считается «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым во Львове в 1574 году.
Дальнейшее развитие детской литературы шло от учебно-просветительской литературы к художественной и научно-познавательной.
Младшему возрасту, по-прежнему, предлагались азбуки. Для детей постарше ришется развлекательная и поучительная литература. Зарождается детская поэзия (редактор Книжной справы московского Печатного двора Савватий, мастер печатного дела Василий Федорович Бурцев-Протопопов).
Появляется художественная проза для детей в виде адаптации таких взрослых повестей как «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть об осадном сидении донских казаков», «Повесть о Петре и Февронии».
Важную ступень в развитии детской литературы составило творчество Симеона Полоцкого (1629 – 1680), наставника детей царя Алексея Михайловича. Его поэтическое наследие характеризуется барочным стилем и собрано в двух книгах: «Рифмологион, или стихослов» (стизотворения на разные случаи жизни царской семьи), «Ветроград многоцветный» (своеобразная поэтическая энциклопедия с выдержками из «Естественной истории» Плиния Старшего, сведениями о вымышленных и экзотических животных, драгоценных камнях и других редкостях), «Бакварь» с первым печатным педагогическим трактатом.
В 1690-х годах три книги для детей издал Карион Истомин: «Лицевой букварь», «Служба и житие Иоанна воина», «Букварь языка словенска». Ему же принадлежат несколько рукописных книг: стихотворное повествование о 12 науках, мироустройстве и церковных таинствах «Полисис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость», тарктат «Домострой», «Книга вразумления стихотворными словесы», написанная для 11-летнего царевича Петра. Для книг Кариона Истомина характерно единство нацчной мысли и искусства, из автор был талантливым поэтом.
С реформами Петра 1 связано появление множества переводов европейской литературы. Основная функция детских книг того времени состояла не в развлечении или религиозном просвещении, а в государственной пользе. Феофан Прокопович пишет для детей «Краткую русскую историю» и назидательное «Первое учение отрокам».
Правление Екатерины II, ратовавшей за воспитание и просвещение, характеризуется некоторым подъемом детской литературы.Сама императриса писала педагогичнские статьи и детские сказки для внука Александра («О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее») – аллегорические сказки в духе классицизма.
К этому же направлению относится творчество А. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова.
С этой эпохой связано появление многих познавательных книг: «Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова, «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одною госпожою и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей» А.Т. Болотова, пьесы для детского театра, стихи.
В это же время появляется первый в России журнал для детей. Издававшийся Н.И. Новиковым еженедельник «Детское чтение для сердца и разума» выходил в свет с 1785 по 1789 г. и предназначался для детей от 6 до 12 лет. Большое влияние на дух журнала оказал сентиментализм, согласно которому чувствительное сердце выше рассудка.
Глава русского сентиментализма Н.М. Карамзин написал и перевел для летей около 30 произведений («Анакреотические стихи», повесть «Евгений и Юлия», сказка «Дремучий лес», «Богатырская сказка», «Илья Муромец»). Карамзин признал ценность развлекательной литературы для детей.
Читатели всех возрастов увлекались в то время сказками (сборники М. Чулкова «Пересмешник, или Словенские сказки», В. Левшин «Русские сказки» и др.). Для сентименталистской сказки характерно смешение античных, средневековых, европейских, русских, простонародных, светских деталей, центральная роль изображения чувств, появление психологизма, своеобразие нравственного конфликта, стилистическая близость к «легкой поэзии». В основном, это были сказки для взрослых, быстро входившие в круг детского чтения («Душенька» И.Ф. Богдановича, «Причудница» И. Дмитриева, «Полим и Селина» А.Х. Востокова и др.).
Часть 2
Развитие русской детской литературы в XIX веке
В начале XIX века в русской литературе отвердился романтизм, одной из центральных проблем которого стала народность литературы, в том числе, создания детской литературы, соответствующей мировому уровню, но основанной на национальных традициях.
Именно в этот период был заложен фундамент русской детской литературы, сохраняющей значение по сей день.
Романтическому противопоставлению возвышенной и «мечтательной души» «пошлому рассудку» в детской литературе соответствовала антитеза свободы детских «сверхчувств» и ограниченности взрослого сознания. Именно в этот период, в литературу вводится психологически очерченный образ ребенка. Мир детства представляется как целый поэтический мир.
Наиболее популярным жанром стала литературная сказка, характеризующийся интересом к фольклору и вниманием к внутренней жизни героев.
В начале XIX века, были созданы такие произведения как басни И.А. Крылова и «Конек-Горбунок» П.П. Ершова.
Собственно детские стихотворения создавал лидер русского романтизма В.А. Жуковский. В круг детского чтения вошли такие его произведения как «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Спящая царевна» и другие.
В.А. Жуковский вел активную педагогическую деятельность, являясь, в часности, наставником наследника престола Александра. Он прекрасно понимал детский мир: «Знаю.., что детский мир – это мой мир, и что в этом мире можно действовавть с наслаждением, и что в нем можно найти полное счастие». Писатель относиться к педагогике как к творчеству.
Одном из замыслов В.А. Жуковского было создание собственной системы обучения, которую он частично воплотил в системе стихотворений написанных им для собственной дочери Саши. Из уроков с детьми составился сборник «Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским». С их помощью поэт обучал своих детей живших вместе с ним и его супругой в Германии. Характерными чертами этих стихотворений является тцательная словесная отделка, легкость и тонкость ритма и рифмовки.
Сходны со стилем произведений сборника некоторые произведения К. Аксакова, К. Бальмонта, Ф. Миллера.
Исследователи подчеркивают, что в детских стихах Жуковского обозначились два основных пути развития поэзии для малышей: первый – путь «легкой» поэзии точных слов и прямого смысла; второй – путь суггестивной поэзии подтекста и субъективных впечатлений.
Первая повесть-сказка для детей «Черная курица, или подземные жители» была написана Антонием Погорельским (Алексеем Перовским). Впервые эту историю автор рассказал своему воспитаннику и племяннику А.К. Толстому. Романтизм выразился здесь в двоемирии, а переживания мальчика изображены реалистически. В сказке точно воссоздается процесс взросления ребенка, двуплановость его душевного мира: переход из мира фантазии в реальность. Образ Алеши открывает целую галерею детских образов позднейшей литературы. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н. Карамзина героем произведения стал ребенок. Новым стало и присутствие двух планов повествования: детского (переживания героя) и взрослого (живой разговор взрословго с ребенком). Погорельский фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы.
Значителен вклад в детскую литературу В.Ф. Одоевского, серьезно занимавшегося вопросами педагогики. Одоевский призывал воспитывать в ребенке нарвственного человека и настаивал на необходимости связи того, чему детей обучают с реальной жизнью, пробуждении в ребенке мыслей и чувств. Начинать следовало бы со сказки, а потом переводить ум ребенка на другое. УЖЕ САМ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ БУДИТ РЕБЕНКА.
Одоевские говорит о необходимости специальных собственно детских книг, назначение которых «привести в движение орудие мышления». Одоевский видел в младенце существо, которому доступна своя особая мудрость, способность видеть и чувствовать то, чего не чувствуют взрослые.
В начале 30х годов XIX века, в журнале «Детская библиотека» появляются его рассказы и сказки. В 1833 г. Одоевский издает альманах «Детская книжка для воскресных дней», включавший литературные произведения, научно-популярные статьи, описания различных опытов, поделок и игр.
В 1833 г. в сборнике «Пестрые сказки с красным словцом» появляется герой-повествователь Ириней Модестович Гомозейка. Герой рассуждает о высоких материях и упрекает современников в недостатке воображения. В «Сказках дедушки Иринея» (1844 г.) - это, прежде всего, понимающий ребенка добрый наставник. В этот сборник вошла знаменитая сказка «Городок в табакерке».
Этот период характеризуется появлением критики детской литературы, а также началом формирования круга детских писателей: С. Глинка, А. Ишимов, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров. Расширяется жанровый диапазон детской литературы, включающей теперь жанр рассказа, жанры научно-популярной и научно-художественной литературы.
Ко второй половине XIX века, детство представляется как отдельный мир со своими духовными и этическими началами, своим бытом. Появляются разнообразные педагогические системы, по-новому ставится вопрос о взаимоотношениях взрослых и детей.
На детской литературе сказывается расцвет реализма и появления революционно-демократического направления в литературе.
В детской литературе намечаются две тенденции:
- сближением проблематики детской литературы со взрослой;
- защита детского мира от жестокой реальности.
В детской поэзии намечается разделением на народно-демократическую школу («некрасовскую») и поэзию чистого искусства. В круг детского чтения прочно входят произведения представителей последней тенденции, таких как Ф. Тютчев, А. Майков, А. Фета, А. Плещеева. К первой школе относились произведения таких авторов как И. Суриков и И. Никитин.
Н.А. Некрасов с 1864 по 1873 гг. пишет семь стихотворений для детей, которые автор предполагал издать отдельной книгой: «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи», «Накануне светлого праздника».
На протяжении всего XIX века развивается жанр сказки, связанной с фольклором. В.И. Даль издал сборник сказок по мотивам народного творчества «Были казака Луганского». Автор писал и рассказы для детей.
С.Т. Аксаков пишет сказку «Аленький цветочек» в качестве приложения к повести «Детские годы Багрова-внука».
Популярными в свое время был и сборник Н.П. Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки».
Особое место занимают «Аленушкина сказки» Д.М. Мамина-Сибиряка, написанные им для дочери Елены. В сборник вошли такие знаменитые произведения как «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», «Серая шейка». Стилистической особенностью сказок является отсутствие их стилизации под фольклор.
К.Д. Ушинский, выдающийся педагог и детский писатель своего времени, считал самым действенным средством воспитания родной язык и фольклор. Он использовал в своих книгах источники литературные, исторические, фольклор, создавая и собственные тексты («Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня»). Он местерски сочетал «деловое» содержание с занимательностью изложения.
Педагогические принципы Ушинского серьезно повлияли на дальнейшее развитие русской педагогики. Л. Толстой, в частности, использовал их при составлении своих «Азбук». А его обработки сказок и собственные рассказы актуальны и по сей день.
Собственно детские произведения Л. Толстого, а также его повести «Детство» и «Отрочество» вошли в круг детского чтения. Согласно Толстому, обучение должно основываться на интересе ребенка к реальному миру и одновременно к фантазиям и быть постепенным, щадящим.
Собственную школу, созданную в Ясной Поляне, Толстой строил на принципах свободного общения между учителем и учеником, обучения нужным для жизни практическим знаниям.
В противовес официальной детской литературе, Толстой начал создавать и свои произведения для детей.
В 1872 г. вышла в свет «Азбука» Л. Толстого в 4 книгах. Под воздействием суровой критики, Толстой переработал ее и выпустил «Новую азбуку», выделив материалы для чтения в «Русские книги для чтения». Книги Толстой адресовал абсолютно всем детям – от царских до мужицких. В написании произведений для детей Л. Толстой особенно заботился о простоте и изяществе стиля.
В круг детского чтения в этот период вошли также произведения В. Гаршина и А. Чехова.
В XIX веке существовали и журналы для детей: «Детский собеседник», «Детская библиотека», «Друг юношества», «Подснежник», «Рассвет» (близкие к «Современнику» его гуманизму и этическим гражданским понятиям), «Новая детская библиотека», «Новое детское чтение», «Звездочка".